Статья

Название статьи

СТАНОВЛЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ         

Авторы

Карпушкина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40), karpuschkina@penza.net 

Индекс УДК

371.927 

Аннотация

Современная российская школа решает проблемы не только адаптации и дезадаптации, но и обучения русскому языку учащихся с билингвизмом. В научной литературе встречаются неоднородные трактовки понятия «билингвизм» и близких к нему терминов. Исследователи обосновывают зачастую противоположные точки зрения о влиянии билингвизма на развитие различных сторон личности и познавательной сферы, что обусловлено многофакторностью данного феномена. Следует различать усвоение второго языка в детском, подростковом и взрослом возрасте. До 5–8 лет усвоение родного
и второго языка происходит по одинаковым законам и механизмам, после 8–11 лет уменьшается вероятность естественного овладения языковыми конструкциями неродного языка, необходимо больше думать об устройстве языка.
Большое значение для обучения второму языку имеет связь образовательного учреждения и общества, взаимодействие с родителями, учет языка и культуры в процессе двуязычного воспитания, благоприятные социальные условия. Дополнительные занятия во внеурочное время, русскоязычный круг общения, высокий уровень речеязыковой компетенции – обязательные условия успеваемости по русскому языку учащихся с билингвизмом. В настоящее время активно развивается новое научное направление – онтобилингвология, где пересекаются проблемы двуязычия и детской речи, определяются принципы и условия формирования и развития детского билингвизма. 

Ключевые слова

билингвизм, двуязычие, второй язык, родной язык, онтобилингвология. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Чиршева, Г. Н. Основы онтобилингвологии: русско-английский материал : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Чиршева Г. Н. – СПб. : СПбГУ, 2001. – 43 с.
2. Вайнрайх, У. Одноязычие и многоязычие / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. – Вып. VI. Языковые контакты. – М., 1972. – С. 25–60.
3. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
4. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М. : Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. – 382 с.
5. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. М. Фрумкина. – М. : Академия, 2001. – 320 с.
6. Протасова, Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников : учеб. пособие / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 353 с.
7. Имедадзе, Н. В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1979. – 230 с.
8. Протасова, Е. Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Протасова Е. Ю. – М., 1996. – 48 с.
9. Каменская, В. Г. Влияние освоения иностранного языка на лексикон родного языка детей дошкольного возраста / В. Г. Каменская, Ю. Б. Юдовина // Проблемы детской речи – 1999 : материалы Всерос. конф. (г. Санкт-Петербург, 24–26 ноября 1999 г.). – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – С. 87–88.
10. Александрова, Н. Ш. Раннее двуязычие и пути пластичности. Наблюдения и размышления / Н. Ш. Александрова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология : монографический сб. – М. : «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 462–477.
11. Чернов, Д. Н. Социокультурные условия становления речеязыковой компетенции у детей-мигрантов младшего школьного возраста / Д. Н. Чернов // Логопед. – 2011. – № 8. – С. 12–27.
12. URL: http://www.mhpi.ru/lab/rki/document.php
13. Выготский, Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собрание соч. : в 6 т. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3. – С. 328–337. 

 

Дата создания: 15.01.2014 16:37
Дата обновления: 15.01.2014 16:37